пятница, 12 апреля 2013 г.

Почему в России все так дорого?




Причина высоких цен в России — жадность продавцов и привычка покупателей. Так считает министр экономического развития Андрей Белоусов. "Стоимость товаров в России так высока, потому что у нас такая торговая культура. Наш покупатель, к сожалению, привык к таким ценам. И это позволяет продавцам и посредникам накручивать маржу, которая иногда измеряется в сотнях процентов", — сказал он в интервью "Московскому комсомольцу". PublicPost спросил ритейлеров и экономистов, согласны ли они с министром.
Дмитрий Неткач, управляющий партнер в Watcom Shop Mechanics (исследования поведения потребителей и эффективных моделей розничной среды):
"Мы специализируемся на наблюдении за поведением потребителя в рознице. Все понимают, что у нас цены выше, чем в Европе, чем в США. И у всех людей вопрос один: "За что мы платим?" Покупатели платят, потому что у них выбора нет. Я думаю, что культура торговли особого отношения к ценообразованию не имеет, скорее имеет к нему отношение общая инфраструктура бизнеса. В потребительскую цену зашито очень много того, что не имеет никакого отношения к продукту: таможенные пошлины, взятки, высокая аренда, расходы на транспорт — все, что касается дорогой инфраструктуры в России. Естественно, ритейлеры все это закладывают в цену.
Если говорить о крупных ритейлерах, особенно о монополистах на своих рынках, есть желание держать высокую цену. Но это не основной фактор. Основные факторы — инфляция, непредсказуемость, высокие цены на кредиты, дорогая инфраструктура. В этих условиях нормально себя чувствуют только сети федерального масштаба, а вот малый и средний бизнес на грани выживания.
Что касается коррупции, есть цифры в прессе, что взятки составляют от 30% до 50% от цены, а в некоторых категориях и выше, но для этого необходимо проводить специальные исследования. Но коррупционная составляющая есть на всем пути движения товара, и ее надо как-то ритейлерам возмещать".
Владимир Русанов, руководитель управления по связям с общественностью и PR X5 Retail Group N.V. (крупнейшая в России продовольственная розничная компания по объемам продаж — супермаркеты "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"):
"Стоимость продукта, его цена зависит от себестоимости, которую заложил производитель, это процентов 60-70 от цены продукта. Что закладывает производитель, если речь идет, к примеру, о курице — это энергоносители, на удорожание которых постоянно жалуются производители, это корма, которые тоже дорожают, это рост тарифов ЖКХ. Это в первую очередь. Плюс зарплата производителя и его сотрудников, налоги и отчисления, оборотные средства. Производителю нужно еще немного заработать, и он закладывает наценку в отпускную цену. Затем наценка торговых сетей — в это закладываются затраты на логистику, доставку, хранение, упаковку, арендную ставку для магазинов (у нас есть и свои магазины, но доля арендованных помещений огромна), электроэнергия магазинов, потери от порчи товара и краж, которые несут ритейлеры, налоги, оформление торговых залов. В итоге наша маржа составляет от 2% до 3%. Это то, что мы зарабатываем как бизнес. Поэтому говорить, что во всем виноваты торговцы, это по меньшей мере несправедливо. Это по-популистски".
Дмитрий Янин, экономист, председатель правления Конфедерации обществ потребителей:
"Высокие цены в России не связаны с широтой русской души, о которой, видимо, говорил министр экономразвития. Просто у россиян, в отличие от европейцев, меньше возможностей выбора и меньше предложений на рынке: не хватает производителей, а тот бизнес, который здесь работает — работает в условиях, когда проект должен окупиться за максимально быстрое время, чтобы не успели закрыть.
Этого можно достичь двумя путями — сокращать свои расходы, либо делать большую торговую наценку, закладывая в нее свои предпринимательские риски и меньший срок окупаемости. Вот и все. Что касается налогов, они у нас сопоставимы и даже ниже, чем во многих европейских странах. Наши цены — это исключительно недостаточная конкуренция и желание тех, кто здесь работает, побыстрее окупиться, чтобы в случае чего уехать".